Вернуться к алгоритму -> Шаг 2. Знакомимся с возрастными особенностями своих воспитанников

Как работать с младшими школьниками

На что следует обратить внимание педагогу, чья воспитательная деятельность связана с детьми младшего школьного возраста? Важнейшей (в плане воспитания) особенностью ребенка этого возраста является обретение им нового социального статуса – школьника, осознание этого своего статуса и желание соответствовать ему. Как отмечают психологи, будущий первоклассник, как правило, уже подготовлен к такой социальной трансформации.

К концу дошкольного детства, считает признанный специалист в области возрастной психологии В. С. Мухина, ребенок уже осознает, какое место занимает в обществе (он – дошкольник) и какое место ему предстоит занять (он пойдет учиться в школу). Он уже умеет строить отношения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Он уже понимает, что оценка его поступков определяется тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Он уже способен контролировать свои эмоции. Его поведение становится все более произвольным и независимым от внезапных порывов и сиюминутных желаний.

К младшему школьному возрасту активизируется познавательный интерес ребенка. Младший школьник чрезвычайно любознателен. Его интересует окружающий мир: он уже понимает сложность и необъятность этого мира, он ищет ответы на многие неизвестные ему вопросы и ожидает найти их в школе. «Вот пойдешь в школу и все узнаешь» – часто слышал дошкольник от взрослых в ответ на свои «почему?», «как устроено?» и «откуда взялось?» Его интересуют социальные отношения, ведь он теперь осознает себя полноценным членом общества. У него теперь тоже есть свои собственные общественные обязанности (вовремя приходить в школу, хорошо учиться, соблюдать школьные правила, готовить домашние задания) и свои права (в первую очередь, право на уважение со стороны родственников и друзей его нового общественного положения).

Его интересует и он сам. Приходя в школу ребенок попадает в группу сверстников, которые занимаются одной с ним учебной деятельностью, которые должны соответствовать общим для всех требованиям, которые оцениваются учителем по одним и тем же критериям. Сравнение себя с другими детьми («Я такой же сильный, как все мальчики в нашем классе?», «У меня пятерок больше, чем у Ани?») постоянно подогревают этот интерес.

Итак, если для ребенка этого возраста преобладающей является потребность самоутвердиться в своем новом социальном статусе (то есть овладеть соответствующими формами поведения и отвечать соответствующим социальным нормам), то и основной акцент в воспитательной деятельности педагога должен быть сделан именно на этом – на создании благоприятных педагогических условий для освоения ребенком наиболее общих социальных норм.

Такого рода социальные нормы задаются взрослыми и воспринимаются детьми именно как нормы поведения школьника. Эти нормы – своего рода проекции общепризнанного эталона ценностных отношений человека к миру, к людям, к самому себе. Они будут являться основой для формирования таких отношений у ребенка в дальнейшем, в подростковом, юношеском возрасте. То есть смогут стать базой его дальнейшего личностного роста.

Попытаемся в самых общих чертах охарактеризовать те нормы, которые предъявляются младшему школьнику со стороны общества:

Подчеркнем, что речь идет не о соответствии младшего школьника данным нормам, а об усвоении младшим школьником данных норм, понимании важности своего соответствия данным нормам. Для ребенка, пришедшего в школу, это имеет особое значение, поскольку воспринимается им как своеобразный «пропуск» в широкий социальный мир, в открывшуюся ему систему общественных отношений.

Ориентация на норму, ориентация на образец социально нормированного поведения, ориентация на учителя как на самый авторитетный в глазах ребенка образец социально нормированного поведения – вот, пожалуй, те особенности младшего школьника, на которых должна основываться воспитательная деятельность педагога начальной школы. Рассмотрим их подробнее.

Первое. Поступая в школу, ребенок объективно попадает в социальную систему, построенную на определенных нормах, правилах и требованиях. В подобной ситуации обретение желанного статуса школьника связывается ребенком с необходимостью освоения этих социальных норм. Младший школьник ставит перед собой такую задачу и старается решить ее.

Чтобы понять это, достаточно понаблюдать за поведением детей, пришедших в школу. В подростковых и старших классах вы не заметите столь педантичного соблюдения школьного этикета; прилежно сложенных перед собой одна на другую рук; аккуратно убранных в стопку на краю парты учебных принадлежностей; жажды одобрения взрослыми правильности своего поведения; взаимного стимулирования к выполнению норм (фразами, вроде: «Сережа, первоклассники не дерутся!» или «Марина, надо вставать, когда учитель входит!»); апеллирования к педагогам по поводу несоблюдения правил одноклассниками («Наталья Владимировна, а Антон руки перед едой не вымыл» и т.д.).

Ребенок не только стремится к решению данной задачи, он уже психологически готов к этому. Как отмечает В. С. Мухина, в младшем школьном возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка (и это важно иметь в виду воспитателям) выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Однако не стоит полагать, что младший школьник ориентирован на бездумное восприятие всяких правил. Сознательное стремление к освоению социальных норм подвигает ребенка испытывать меру допустимости, возможности нарушать эти правила, избегать их выполнения.

Второе. В процессе самоутверждения ребенка в статусе школьника все большую роль для него начинает играть образец социально нормированного поведения. Это может быть как идеально задаваемый взрослыми образец («Хороший ученик должен быть...» или «А вот твой дед в таких случаях...»), так и образец, непосредственно воспринимаемый ребенком из окружающей его социальной среды (соседский мальчик, старшая сестра, ...). Желая соответствовать выбранному образцу, ребенок может перенимать свойственные ему формы поведения, копировать его реакции на те или иные жизненные обстоятельства, стараться сверять свое отношение к окружающей действительности с его отношением.

Очевидно, что в воспитании это играет большую роль и педагогу необходимо использовать это. Например, привлекая к участию в делах класса ребят более старших возрастных групп – подростков, старшеклассников. Старшие друзья, шефы, при условии их заинтересованного участия в реальных и важных для младших школьников делах могут стать хорошим образцом для подражания, вводящим их в мир отношений, свойственных такому социальному институту как школа.

Большим воспитательным потенциалом могут обладать здесь сказки, детские книги, фильмы. Образы героев, действия тех или иных персонажей, обсуждаемые, анализируемые в классе также имеют возможность стать объектами подражания.

Некий идеальный образец может моделироваться педагогом и в специальных ролевых играх для младших школьников. Исполнение игровой роли с ярко выраженным ценностным содержанием может способствовать развитию личности ребенка. Как пишет известный исследователь детских игр С.А.Шмаков, поведение в роли задается не только самой ролью, но и личностными качествами игрока, а моделируемые в игре отношения переносятся на совершенствование его дальнейшей практической деятельности.

Третье. Самым авторитетным в глазах младшего школьника образцом выступает учитель. В этом возрасте, как ни в каком другом, ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от последнего особой осторожности в словах и действиях. Ведь все это может иметь непосредственное отражение в личности воспитанника – установки взрослых (а тем более учителя) воспринимаются младшим школьником некритически и зачастую как истина в последней инстанции. В этом таится и огромный воспитательный потенциал, и огромная опасность.

С чем же связано такое влияние учителя на ребенка младшего школьного возраста? Все дело в той роли, которую играет педагог в его глазах. Как отмечает В. И. Слободчиков, учитель (в отличии даже от воспитателя детского сада) выступает как полномочный представитель общества, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действующий от имени и по поручению общества. Впервые отношение «ребенок – взрослый» здесь становится отношением «ребенок – общество». Учитель, таким образом, становится своеобразным посредником между ребенком и общественными нормами. Именно через него теперь дети узнают о нормальном, правильном, общепринятом отношении человека к тем или иным феноменам окружающей действительности.

Это, в свою очередь, порождает стремление младшего школьника обращаться к учителю за оценкой правильности своих действий. Ребенок в этом возрасте чрезвычайно чувствителен к оценке взрослых.

В этой связи педагогу необходимо помнить: оценочные суждения могут стимулировать личностный рост ребенка, если они справедливы, если они укрепляют его позитивную самооценку, если они в меру критичны и при этом позволяют ребенку почувствовать веру учителя в его возможные будущие успехи. Но эти же суждения могут способствовать личностному регрессу ребенка, порождать чувство неполноценности, затруднять его самоутверждение как школьника, если звучат для него как безапелляционный приговор. Оценка также может порождать и чувство социального превосходства, детское высокомерие – ведь даже друг друга младшие школьники склонны воспринимать сквозь призму оценок учителя.

Не менее важно для педагога помнить и другое. Чем более строг учитель в отношении соблюдения норм учащимися, чем более требователен он одинаково ко всем школьникам, чем более последователен он в этих требованиях, тем, по словам В. И. Слободчикова, он более авторитетен в глазах детей. Если же учитель допускает непоследовательность по отношению к правилам, то они постепенно перестают выполняться школьниками.

Отмеченные нами выше возрастные особенности младших школьников создают, как видим, весьма благоприятную почву для личностного развития ребенка и педагогического обеспечения этого развития. Однако многие из них, как это не покажется странным, могут послужить основанием и для некоторых негативных тенденций в развитии детей.

Так, например, известная любознательность младших школьников в сочетании с их склонностью к подражанию, ориентации на внешние образцы может иметь и обратную сторону. Ведь возраст «почемучек» часто заслуживает права назваться возрастом «доверчивых почемучек».

Младший школьник впитывает в себя самые разнообразные сведения об окружающей его действительности, иногда совершенно не понимая, насколько они объективны. В море информации, поступающей из различных источников (от уличных слухов до Интернета), разобраться бывает сложно даже взрослому человеку. В сознании ребенка этого возраста легко формируются разного рода ложные стереотипы, неоправданные фобии, которые негативно сказываются на его личностном росте и которые необходимо учитывать педагогу в процессе воспитания младших школьников.

Не является однозначной для личностного развития ребенка и безусловная ориентация его на учителя и взрослых вообще. Новая социальная ситуация развития детей данного возраста приводит к тому, что в школе многие из них начинают испытывать вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у ребенка привычки во всем полагаться не на себя самого, а на помощь и мнение взрослого.

Склонность к стандартизированному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах учителя не хуже других детей порождает отмечаемый многими психологами известный конформизм младших школьников, что также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». Как отмечает В. С. Мухина, конформное поведение становится типичным для детей младшего школьного возраста. Например, на уроках дети часто поднимают руку вслед за другими ребятами, но при этом они могут быть просто внутренне не готовы к ответу.

Чтобы сгладить проявление таких негативных тенденций в личностном развитии младших школьников, педагогу важно уделять большее внимание воспитанию самостоятельности у младших школьников. Это имеет значение не только для развития ребенка здесь и теперь, оно важно также и в контексте его дальнейшего взросления. Воспитывая в младших школьниках самостоятельность, педагог тем самым в перспективе помогает ребенку решить те задачи, которые встанут перед ним в подростковом возрасте. Тогда у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым и зависимость от других все больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. Имея же за спиной пережитый опыт самостоятельности, ему легче будет решать эти новые задачи, легче проживать этот «переходный», подростковый возраст.